Субботняя школа Адвентистов Седьмого дня
Адвентисты.ру
Вход

Вход

Забыли пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Битрикс24
Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.

Восстановить пароль

Введите e-mail, указанный при регистрации, чтобы мы смогли выслать инструкцию по восстановлению


Вход

Регистрация

На указанный электронный адрес будет отправлено письмо для подтверждения регистрации

— поля, обязательные для заполнения
Новости Субботняя школа Ежедневные чтения Видео Периодика Аудио Церковь Форум
  1. Субботняя школа АСД
  2. Взрослая субботняя школа
В начале... Книга Бытие. II квартал 2022

PDF PDF (для учителей) Миссионерские вести MP3 EPUB FB2 MOBI

Урок 11. 04—10 июня.
««Повелитель снов»»

http://adventistfiles.net/documents/ss/2022/2/adult/mp3/ss_2022_02_11.mp3
Суббота — «Повелитель снов» Воскресенье — Семейные проблемы Понедельник — Нападение на Иосифа Вторник — Иуда и Фамарь Среда — Иосиф — раб в Египте Четверг — Сны фараона Пятница — Для дальнейшего исследования Миссионерская история Комментарий для учителей

4 июня, суббота
«Повелитель снов»

Основной отрывок для исследования

Быт. 37–40; 41:1–36.

Дополнительные отрывки

Мф. 20:26, 27; Деян. 7:9.

Памятный стих

«И сказали друг другу: вот, идет сновидец!» (Быт. 37:19).

История Иосифа (см. Быт. 37; 39–50) охватывает последнюю часть книги Бытие, начиная с его первых сновидений в Ханаане (см. Быт. 37:1–11) и до смерти в Египте (см. Быт. 50:26). Фактически Иосифу отводится в книге Бытие больше места, чем любому другому патриарху. Хотя Иосиф — всего лишь один из сыновей Иакова, он представлен в Бытии как великий патриарх, подобно Аврааму, Исааку и Иакову.

Как мы увидим, жизнь Иосифа высвечивает две важные богословские истины: Бог выполняет Свои обещания и может обратить зло в добро.

Изучая урок этой недели, мы сосредоточимся на ранних годах жизни Иосифа. Он — любимый сын Иакова, которого иронично прозвали ба́ал хахаломо́т, «сновидец» (Быт. 37:19), что буквально означает «повелитель снов», подразумевая, что он «эксперт» по снам. Это прозвище очень подходит Иосифу, поскольку он не только получает, понимает и толкует пророческие сны, но и в его жизни воплощаются его собственные сны.

В этих главах мы вновь увидим, что предвидение Божье исполняется, даже несмотря на зло и порочность человеческого сердца.

5 июня, воскресенье
Семейные проблемы

Иаков наконец поселился в Ханаанской земле. В то время как Исаак здесь только странствовал, Иаков «жил в земле» этой (Быт. 37:1). Однако именно тогда, когда он поселился в Ханаане, начались проблемы, на сей раз внутри семьи. Этот конфликт не касается владения землей или использования колодца; он главным образом духовный.

Прочитайте Быт. 37:1–11. Что побудило братьев Иосифа так сильно его ненавидеть?

С самого начала мы понимаем, что Иосиф, «сын старости» Иакова (ст. 3), имел особые взаимоотношения с отцом, который любил «его более всех братьев его» (ст. 4). Патриарх даже зашел так далеко, что сделал Иосифу «разноцветную одежду» (ст. 3), одеяние царское (см. 2 Цар. 13:18). Это свидетельствовало о тайном намерении Иакова возвысить Иосифа, первого сына Рахили, до статуса первенца.

Будущее действительно подтвердит желания Иакова, ведь Иосиф в конечном счете получит права первенца (см. 1 Пар. 5:2). Поэтому неудивительно, что братья Иосифа так сильно его ненавидели и не могли даже спокойно говорить с ним (см. Быт. 37:4).

Более того, Иосиф докладывал отцу о случаях предосудительного поведения своих братьев (ст. 2). «Когда Иосиф видел неприязнь своих братьев, это сильно беспокоило его, он осмеливался мягко увещевать их, но этим только усиливал их ненависть и злобу. Он не мог молча смотреть на то, как они грешат против Бога, и рассказал все отцу, надеясь, что его авторитет образумит их» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 209).

Когда же Иосиф поделился своими снами, согласно которым Бог дарует ему более высокое положение, а его братья поклонятся перед ним, они возненавидели его еще больше. Подлинный пророческий характер этих снов подтверждается даже тем фактом, что они повторяются (см. ст. 5–10). Хотя Иаков открыто упрекнул сына (ст. 10), однако хранил сообщение Иосифа о снах в памяти, размышляя об их значении и ожидая их исполнения (ст. 11). В глубине души патриарх понимал, что это особенные сны.

Прочитайте Мф. 20:26, 27. Какой важнейший принцип раскрывается в текстах и как мы можем научиться проявлять его в своей жизни?

6 июня, понедельник
Нападение на Иосифа

Какими бы ужасными ни были последующие события, их нетрудно понять. Жизнь в непосредственной близости от человека, которого вы ненавидите и который является даже вашим родственником, неизбежно приведет к неприятностям. Так и случилось в семье Иосифа.

Прочитайте Быт. 37:12–36. Какие, по вашему мнению, качества характеров и духовные проблемы братьев Иосифа привели их к такому тяжкому преступлению?

Братья ненавидели Иосифа, ибо завидовали Божьей благосклонности к нему (см. Деян. 7:9) — благосклонности, которая будет подтверждаться на каждом шагу в последующем ходе событий. Когда Иосиф заблудился, некий человек находит его и направляет (см. Быт. 37:15–17). Когда братья Иосифа замышляют убить его, вмешивается Рувим и предлагает вместо этого бросить его в ров (ст. 20–22).

Трудно представить себе выраженную здесь ненависть, особенно к одному из членов собственной семьи. Как могли эти молодые люди сделать нечто настолько жестокое? Разве они не задумались, хотя бы на мгновение, как это повлияет на их отца? Какую бы обиду они ни испытывали по отношению к отцу из-за того, что он благоволил Иосифу, поступить так с одним из его детей было поистине подло. Какое мощное проявление того, насколько злыми могут быть человеческие существа!

«Но некоторым из них [братьев] было не по себе, они не испытывали удовлетворения, которое, как полагали, им доставит месть. Вскоре вдали показался торговый караван. Это были измаильтяне, жившие на противоположном берегу Иордана и направлявшиеся в Египет с пряностями и другими товарами. Завидя их, Иуда предложил своим братьям продать Иосифа этим купцам, а не оставлять его погибать во рву. Он говорил, что так навсегда уберут Иосифа с дороги, но будут чисты от крови его» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 211).

Прообразом какого другого события явилась продажа Иосифа за двадцать серебреников?

Итак, Иосиф был продан мадианитянам (ст. 28), а они продали его в Египте царедворцу фараонову (ст. 36), тем самым предвосхищая его будущую славу.

Почему так важно искать Божьей силы, чтобы изменить плохие черты нашего характера, прежде чем они в свое время смогут проявиться в определенных, неожиданных для нас самих поступках?

7 июня, вторник
Иуда и Фамарь

История о Фамари хронологически следует за продажей Иосифа в Египте (см. Быт. 38:1). Это происшествие согласуется с тем фактом, что Иуда только что оставил своих братьев, и это указывает на его несогласие с ними. Данный текст и предыдущая глава имеют ряд общих слов и мотивов, и в нем заложен тот же богословский урок: злой поступок Господь может обратить во благо, связанное со спасением.

Прочитайте Быт. 38. Сравните поведение Иуды с поведением хананеянки Фамари. Кто из них более справедлив и почему?

Иуда женился на хананеянке (ст.2), и у них родились трое сыновей: Ир, Онан и Шела. Иуда взял хананеянку Фамарь в жены Иру, своему первенцу, чтобы обеспечить надлежащую родословную. Когда Ир и Онан были умерщвлены Богом из-за их беззакония, Иуда пообещал Фамари своего последнего сына Шелу в мужья.

Когда спустя некоторое время Иуда, кажется, забыл о своем обещании и пошел, чтобы утешиться после смерти своей жены, Фамарь решила сыграть блудницу, чтобы заставить его выполнить свое обещание. Поскольку у Иуды нет денег, чтобы заплатить блуднице (которую он не узнал), он пообещал послать ей позже козленка из своего стада.

Но Фамарь потребовала, чтобы он отдал ей в качестве непосредственной гарантии оплаты его печать, перевязь и посох. Фамарь забеременела от Иуды. Когда позже ее обвинили в блудодеянии, она показала обвинителю Иуде его печать, перевязь и посох. Иуда все понял и извинился.

Завершением этой необычной истории является рождение Фареса, имя которого означает «прорыв». Фарес, как и Иаков, родился вторым, но стал первым и был упомянут в истории спасения как предок Давида (см. Руф. 4:18–22) и в конечном счете Иисуса Христа (см. Мф. 1:3). Что касается Фамари, то в родословии Христа она упоминается первой из четырех женщин, за ней следуют Рахав (то есть Раав; ст. 5), Руфь (ст. 5, 6) и жена Урии (ст. 6), которая генеалогически предшествовала Марии, матери Иисуса (ст. 16).

Из этой истории мы можем извлечь такой урок: как Бог спас Фамарь посредством Своей благодати, превратив зло в добро, так Он спасет Свой народ посредством креста Иисуса. В случае с Иосифом Он также обратит несчастья Иосифа в спасение Иакова и его сыновей.

8 июня, среда
Иосиф — раб в Египте

Теперь мы рассмотрим несколько событий из жизни Иосифа, которые были «прерваны» случаем с Фамарью. Юноша уже трудится как слуга у «начальника телохранителей», отвечающего за тюрьму для царских служащих (см. Быт. 40:3, 4; 41:10–12).

Прочитайте Быт. 39. Какие обстоятельства привели к тому, что Иосиф стал управляющим у Потифара? Перечислите конкретные высказывания из прочитанного отрывка, указывающие на них.

Практически сразу Иосиф характеризуется как человек, «успешный в делах» (ст. 2, 3). Он был настолько хорошим, и его господин настолько доверял ему, что «все, что имел, отдал на руки его» и даже «поставил его над домом своим» (ст. 4).

Как вы думаете, что помогло Иосифу противостоять искушению и соблазну жены Потифара?

Однако успех не портит Иосифа. Когда жена Потифара проявляет к нему внимание и склоняет ко греху, молодой человек однозначно отказывается, предпочитая потерять свою работу и безопасность, чем сделать «сие великое зло и согрешить пред Богом» (ст. 9). Женщина, униженная отказом Иосифа, ложно обвиняет его перед своими слугами и мужем в преступлении. В результате Иосиф попадает в тюрьму.

Здесь молодой человек переживает то, что пережили все мы: чувство оставленности Богом, хотя даже в столь трудное время «Господь был с Иосифом» (ст. 21).

Что помогло Иосифу обрести благосклонность начальника тюрьмы?

Впоследствии Господь воздействует на взаимоотношения Иосифа с начальником темницы. Здесь, как и в доме его господина, Господь благословляет Своего слугу. Он явно одаренный человек, и, несмотря на еще худшие обстоятельства в настоящий момент (ведь он все еще был рабом!), Иосиф стремится извлечь лучшее из этих обстоятельств. Какими бы ни были его дары, стих 21 ясно дает понять: только Бог даровал ему успех. «Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках: потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех» (ст. 23). Как важно, чтобы все одаренные и успешные помнили, от Кого исходят все дары и успех!

Еще раз прочитайте Быт. 39:7–12. Как Иосиф сопротивлялся заигрываниям жены Потифара? Почему молодой человек прямо сказал, что не согрешит против Бога? Как Иосиф понимал, что такое грех и какова его природа?

9 июня, четверг
Сны фараона

Прочитайте Быт. 40:1–41:36. Как сны фараона связаны со снами царедворцев? Каково значение этой параллели?

И в этих событиях из жизни Иосифа мы видим провидение Господа. Спустя некоторое время ему поручают заключенных, двое из которых оказываются бывшими царедворцами фараона, виночерпием и хлебодаром (см. Быт. 41:9–11). Их обоих беспокоят сны, которых они не могут понять, поскольку «истолковать их некому» (Быт. 40:8). Затем Иосиф толкует эти сны.

Как и двум царедворцам в свое время, так и фараону снятся два сна, которых никто не может истолковать (см. Быт. 41:1–8). В этот момент виночерпий по воле Провидения вспоминает об Иосифе и рассказывает о нем фараону (ст. 9–13).

Фараон обеспокоен своими сновидениями, как и царедворцы своими, и, подобно им, рассказывает свои сны (ст. 14–24), а Иосиф истолковывает их. Подобно снам царедворцев, в снах фараона отображаются похожие образы: две группы по семь коров (тучных и худых), как и две группы колосьев (полных и тощих), указывают на две серии лет, хороших и плохих. Семь коров параллельны семи колосьям, повторяя одну и ту же весть, что свидетельствует об их Божественном происхождении, как и сны Иосифа (см. Быт. 41:32; ср. 37:9).

Хотя фараону сон истолковал Иосиф, он удостоверился, что фараон знает: именно Бог, Элохи́м, показал царю, что собирался сделать (см. Быт. 41:25, 28). Фараон понял эту весть, ибо, назначая главного над этой землей, привел такой аргумент: «Так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой» (ст. 39, 40).

Как увлекательно: благодаря Богу Иосиф переходит от управляющего домом Потифара к управляющему темницей и к правителю над всем Египтом. Какая впечатляющая история о том, как даже в очень тяжких обстоятельствах открывается Божье провидение.

Как мы можем научиться доверять Богу и полагаться на Его обетования, когда кажется, что Он молчит?

10 июня, пятница
Для дальнейшего исследования

Прочитайте в книге Э. Уайт «Патриархи и пророки» главу «Иосиф в Египте» (с. 213–223).

«В ранние годы жизни Иосиф и Даниил были оторваны от отчего дома и как пленники доставлены в языческие страны. Иосифу постоянно приходилось преодолевать различные искушения, однако это способствовало великим переменам в его судьбе. В доме отца он был нежно взлелеянным ребенком; в доме Потифара — рабом, затем наперсником и компаньоном. Это был деловой человек, образованный, наблюдательный и общительный. И вдруг он оказывается в темнице фараона, как государственный преступник, несправедливо осужденный, без надежды на оправдание и освобождение. А после этого ему доверяют руководить целым народом во время великого кризиса. Что же позволило ему сохранить чистоту?..

В детстве Иосифа научили любить и бояться Бога. Часто в палатке отца, под сирийскими звездами, он слушал историю о ночном видении в Вефиле — о лестнице с небес до земли, об ангелах, то спускающихся, то поднимающихся по ней, и о Том, Кто с вышнего престола открыл Себя Иакову. Он знал историю о столкновении за Иавоком, когда, отказавшись от взлелеянных грехов, Иаков стал победителем и получил имя от Бога.

Он был мальчиком-пастушком, ему были вверены стада отца. Чистая и простая жизнь благоприятствовала развитию как физических, так и умственных способностей мальчика. Общаясь с Богом через природу и изучая великие истины, передаваемые как священный долг от отца к сыну, он обрел силу ума и твердость принципов.

В критический момент жизни, во время ужасного путешествия из ханаанского дома детства в египетское рабство, последний раз взглянув на холмы, скрывавшие палатки продавших его братьев, Иосиф еще тверже поверил в Бога своего отца. Он помнил уроки детства и решил испытать себя на верность — всегда поступать так, как подобает тому, кто предан Царю небес» (Э. Уайт. Воспитание, с. 51, 52).

Вопросы для обсуждения

Сравните Иосифа с Даниилом и Иисусом. Каковы общие черты характера? Как Иосиф и Даниил по-своему раскрывают разные аспекты личности Иисуса?

В классе обсудите последний из предыдущего раздела. Каким образом мы учимся доверять Богу, когда для нас все складывается не так хорошо, как в конечном счете сложилось для Иосифа?


Миссионерская история

Мы подготавливаем данный урок

Попробуйте позже

Комментарий для учителей

Мы подготавливаем данный урок

Попробуйте позже
Синодальный ИПБ

Матфей 20:26-27

26 Но не так должно быть у вас! Пусть тот, кто хочет стать главным среди вас, будет вам слугой.27 И кто хочет быть среди вас первым, пусть будет вам рабом,

От Матфея святое благовествование 20:26-27

26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою;27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
Синодальный ИПБ

Бытие 37:4

4 Когда братья Иосифа увидели, что отец любит его больше, чем их, они исполнились такой ненавистью к Иосифу, что уже не могли и разговаривать с ним по-доброму.

Бытие 37:4

4 И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.
Синодальный ИПБ

I Паралипоменон 5:2

2 И хотя Иуда был сильнейшим среди братьев своих и повелитель от него произошел, но всё же право первородства перешло к Иосифу.

Первая книга Паралипоменон 5:2

2 потому что Иуда был сильнейшим из братьев своих, и вождь от него, но первенство перенесено на Иосифа.
Синодальный ИПБ

II Царств 13:18

18 Слуга вывел ее наружу и запер за ней дверь. А на ней было богато украшенное платье — такие одежды носили царские дочери в девичестве.

Вторая книга Царств 13:18

18 На ней была разноцветная одежда, ибо такие верхние одежды носили царские дочери-девицы. И вывел ее слуга вон и запер за нею дверь.
Синодальный ИПБ

Бытие 37:1-11

1 А что до Иакова, то он поселился в Ханаане — в стране, где в свое время жил его отец.2 Рассказ об Иакове и о его потомках . Иосиф с семнадцати лет пас овец вместе с братьями — сыновьями Иакова, коих родили тому Валла и Зелфа, жены его. Он еще подростком помогал этим братьям, но и доносил отцу обо всем худом, что замечал сам или слышал о них.3 Израиль же любил Иосифа — сына, родившегося у него в старости, — более всех своих сыновей и даже позаботился о том, чтобы у Иосифа и платье было особое — разноцветное.4 Когда братья Иосифа увидели, что отец любит его больше, чем их, они исполнились такой ненавистью к Иосифу, что уже не могли и разговаривать с ним по-доброму.5 Они стали ненавидеть его еще больше после того, как он рассказал им сон, который однажды приснился ему.6 «Послушайте, какой сон мне приснился, — сказал им Иосиф. —7 Мы вязали на поле снопы, и вот мой сноп поднялся и стал прямо, а ваши снопы окружили его и поклонились ему».8 «Не возомнил ли ты себя царем нашим? — съязвили братья. — Править нами собрался?» И ненавидеть стали его еще больше и за сны, и за слова его.9 Увидел он еще один сон, который тоже поведал братьям. «Послушайте, — сказал он, — вот какой сон еще мне приснился! Представьте себе: солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились мне!»10 Когда он рассказал отцу и братьям этот сон, отец сказал ему с упреком: «Ну и сон же тебе приснился! Выходит, все мы: я, мать твоя и братья — придем и поклонимся тебе до земли?!»11 Братья со злобой и завистью смотрели на Иосифа, а у отца навсегда остались в памяти его слова.

Бытие 37:1-11

1 Иаков жил в земле странствования отца своего [Исаака], в земле Ханаанской.2 Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот [отца своего] вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до [Израиля] отца их.3 Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, — и сделал ему разноцветную одежду.4 И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.5 И видел Иосиф сон, и рассказал [его] братьям своим: и они возненавидели его еще более.6 Он сказал им: выслушайте сон, который я видел:7 вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу.8 И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его.9 И видел он еще другой сон и рассказал его [отцу своему и] братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне.10 И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?11 Братья его досадовали на него, а отец его заметил это слово.
Синодальный ИПБ

Бытие 37:1

1 А что до Иакова, то он поселился в Ханаане — в стране, где в свое время жил его отец.

Бытие 37:1

1 Иаков жил в земле странствования отца своего [Исаака], в земле Ханаанской.
Синодальный ИПБ

Бытие 37:15-17

15 Там, когда он, не зная куда идти, бродил по полю, встретился ему какой-то человек. «Что ты здесь ищешь?» — спросил он у Иосифа.16 «Я ищу своих братьев, — ответил Иосиф. — Не можешь ли ты сказать, где они пасут скот?»17 «Они ушли отсюда, — отозвался тот, — и я слышал, как они говорили: „Пойдем в Дотан“». Иосиф пошел в Дотан и нашел там своих братьев.

Бытие 37:15-17

15 И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь?16 Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут?17 И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане.
Синодальный ИПБ

Деяния 7:9

9 Сыновья Иакова стали завидовать брату своему Иосифу и продали его в рабство в Египет. Но Бог был с ним

Деяния святых апостолов 7:9

9 Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним,
Синодальный ИПБ

Бытие 37:12-36

12 Когда братья Иосифа ушли со стадами отца своего, чтобы пасти их возле Шехема,13 Израиль сказал Иосифу: «Твои братья пасут овец вблизи Шехема. А что если я пошлю тебя к ним?» «Я готов», — ответил Иосиф.14 «Пойди, — продолжал отец, — и посмотри, всё ли благополучно с братьями и со скотом. Вернувшись, расскажешь мне обо всем». С этими словами отец послал его в путь, и Иосиф, покинув Хевронскую долину, пришел в окрестности Шехема.15 Там, когда он, не зная куда идти, бродил по полю, встретился ему какой-то человек. «Что ты здесь ищешь?» — спросил он у Иосифа.16 «Я ищу своих братьев, — ответил Иосиф. — Не можешь ли ты сказать, где они пасут скот?»17 «Они ушли отсюда, — отозвался тот, — и я слышал, как они говорили: „Пойдем в Дотан“». Иосиф пошел в Дотан и нашел там своих братьев.18 Они заметили его издали и, прежде чем он подошел к ним, уже сговорились меж собой убить его.19 «Сновидец идет сюда! — говорили они друг другу. —20 Случай удобный! Убьем его, бросим в яму, а отцу скажем: „Хищный зверь растерзал его“. Вот и увидим, как сбудутся сны его!»21 Рувим услышал это и вступился за Иосифа, прося братьев не убивать его.22 «Не проливайте кровь! — убеждал он их. — Бросьте его в ту яму, что здесь в пустыне, но руки не поднимайте на брата своего!» (Так говорил он, намереваясь спасти Иосифа и вернуть его отцу живым.)23 Как только Иосиф подошел к своим братьям, они тут же сорвали с него одежду, то особое, разноцветное платье, что и в этот раз было на нем;24 схватили его и бросили в яму. (Яма оказалась пустой — воды не было в ней.)25 А когда они сели поесть и посмотрели вдаль, то увидели, что со стороны Гилада по пути в Египет шел караван измаильтян, их верблюды везли благовонную смолу, бальзам и ладан.26 Тогда Иуда сказал: «Послушайте, мы можем убить его и можем скрыть следы убийства, но что за прибыль нам от этого?27 Давайте не упустим удобный случай! Продадим его измаильтянам и не обагрим своих рук его кровью. Как бы то ни было, а он — брат наш, плоть наша». Братья согласились с Иудой. (А Рувима тогда не было с ними.)28 И когда мимо них проходили мидьянские купцы, братья вытащили Иосифа из ямы и за двадцать сребреников продали его измаильтянам, а те повели его в Египет.29 Спустя некоторое время вернулся Рувим, подошел к яме; но, увы, Иосифа там не было. В отчаянии Рувим разодрал на себе одежды.30 Возвратившись к братьям, он возопил: «Мальчика нет! А я!.. Куда мне теперь деться?»31 Братья взяли платье Иосифа и, зарезав козла, залили его кровью.32 Потом велели одному из слуг отнести это платье их отцу и сказать ему: «Вот что мы нашли. Посмотри, не твоего ли сына это платье?»33 Иаков тут же узнал его и закричал: «Это платье сына моего! Хищный зверь напал на него, растерзан, растерзан Иосиф!»34 В горе своем Иаков разодрал на себе одежды, покрыл себя власяницей и много дней оплакивал сына своего.35 Все сыновья и дочери Иакова пытались утешить его, но он отвергал всякое утешение. «Нет! — говорил отец. — В скорби великой сойду к сыну моему в могилу». И продолжал оплакивать Иосифа.36 А мидьянитяне тем временем, приведя Иосифа в Египет, продали его Потифару, одному из придворных фараона, начальнику дворцовой стражи.

Бытие 37:12-36

12 Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем.13 И сказал Израиль Иосифу: братья твои не пасут ли в Сихеме? пойди, я пошлю тебя к ним. Он отвечал ему: вот я.14 [Израиль] сказал ему: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хевронской; и он пришел в Сихем.15 И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь?16 Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут?17 И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане.18 И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его.19 И сказали друг другу: вот, идет сновидец;20 пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов.21 И услышал сие Рувим и избавил его от рук их, сказав: не убьем его.22 И сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. Сие говорил он [с тем намерением], чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его.23 Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем,24 и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было.25 И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет.26 И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его?27 Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались,28 и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет.29 Рувим же пришел опять ко рву; и вот, нет Иосифа во рве. И разодрал он одежды свои,30 и возвратился к братьям своим, и сказал: отрока нет, а я, куда я денусь?31 И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью;32 и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет.33 Он узнал ее и сказал: это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф.34 И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни.35 И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его.36 Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей.
Синодальный ИПБ

Матфей 1:3

3 от Иуды родились Фарес и Зара, матерью их была Фамарь; от Фареса родился Есром, от Есрома — Арам,

От Матфея святое благовествование 1:3

3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
Синодальный ИПБ

Руфь 4:18-22

18 И вот потомство Пареца: у Пареца родился Хецрон;19 у Хецрона родился Рам, а у Рама — Амминадав;20 у Амминадава родился Нахшон, а у Нахшона — Салма;21 у Салмы родился Боаз, а у Боаза — Овед;22 у Оведа родился Иессей, а у Иессея — Давид.

Книга Руфи 4:18-22

18 И вот род Фаресов: Фарес родил Есрома;19 Есром родил Арама; Арам родил Аминадава;20 Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;21 Салмон родил Вооза; Вооз родил Овида;22 Овид родил Иессея; Иессей родил Давида.
Синодальный ИПБ

Бытие 38

1 В то самое время Иуда, отделившись от своих братьев, поселился по соседству с одним адулламитом, которого звали Хира.2 Там Иуда приметил девушку, ханаанеянку, отца которой звали Шуа. Он взял ее в жены и стал жить с ней,3 она зачала и родила ему сына, которого он назвал Эром.4 И снова она зачала, и родила еще одного сына, и дала ему имя Онан.5 Кроме этих двух родила она и третьего сына и назвала его Шелой. (Иуда был в Кезиве, когда она родила этого ребенка.)6 Иуда нашел жену первенцу своему Эру, ее звали Фамарь.7 В глазах Господа этот старший сын Иуды, Эр, был человеком нечестивым, и Господь лишил его жизни.8 И сказал Иуда Онану: «Возьми себе в жены овдовевшую жену брата и исполни свой долг деверя, чтобы у покойного брата твоего были потомки».9 Онан знал, что ребенок, рожденный Фамарью, не будет считаться его наследником, поэтому всякий раз, ложась с ней, изливал семя на землю, чтобы оставить брата своего без потомства.10 То, что он делал, было злом в глазах Господа — Он и его лишил жизни.11 Тогда Иуда сказал снохе своей Фамари: «Живи вдовой в доме отца своего, пока подрастет Шела, мой младший сын», — ибо он боялся, как бы и тот не умер подобно его братьям. И Фамари пришлось вернуться в дом своего отца и ждать исполнения обещания.12 Прошло много времени, и умерла дочь Шуа, жена Иуды. Как только кончились дни плача, Иуда и его друг, адулламит Хира, пошли в Тимну на стрижку своих овец.13 Когда Фамарь услышала о том, что ее свекор пошел в Тимну стричь овец,14 она сняла свои вдовьи одежды, закуталась в покрывало и села у ворот города Энаима, что лежит на пути в Тимну. (Она решилась на это, ибо видела, что, хотя Шела уже повзрослел, ее не собирались брать ему в жены.)15 Когда Иуда увидел Фамарь, он принял ее за продажную женщину, так как она закрыла свое лицо.16 Он свернул с дороги, подошел к ней и, не подозревая, что это его невестка, предложил ей: «Я пересплю с тобой?» «Что ты дашь мне за это?» — спросила она.17 «Я пошлю тебе козленка из стада», — ответил Иуда. «Хорошо, — согласилась Фамарь, — только оставь залог, пока не прислал козленка!»18 «Какой же залог дать тебе?» — спросил он. «Твою печать и шнурок ее, а также посох, что у тебя в руке», — ответила она. Он дал их ей, переспал с нею, и она зачала от него.19 Возвратившись домой, Фамарь сняла с себя покрывало и снова надела свои вдовьи одежды.20 Иуда послал козленка через своего друга-адулламита, чтобы забрать залог у той женщины, но друг Иуды не нашел ее.21 И спрашивал он местных жителей: «Где жрица, что сидела при дороге в Энаиме?», а те отвечали ему: «Не было здесь никакой жрицы».22 Вернулся он к Иуде и сказал: «Не нашел я ее, да и жители того места мне сказали, что там и не было никакой жрицы».23 «Пусть мои вещи останутся у нее, — сказал Иуда, — иначе презирать нас станут. Я ведь действительно посылал ей козленка, да ты не нашел ее».24 Месяца три спустя Иуде донесли: «Твоя сноха Фамарь живет распутно, и вот уже беременна из-за распутства своего». «Выведите ее из селения и сожгите!» — закричал Иуда.25 Когда же пришли за ней, она попросила передать своему свекру: «Я беременна от того, кому принадлежат эти вещи. Посмотри, не узнаешь ли ты, чья эта печать, чей шнурок и чей посох?»26 Иуда узнал их и сказал: «Она вправе обвинять меня: я не исполнил своего обещания, не отдал ее в жены сыну своему Шеле». На том и закончилось сожительство Иуды с ней.27 Пришло время ей рожать, и оказалось, что у нее близнецы.28 Во время родов высунулась рука одного из младенцев, и повивальная бабка повязала на нее алую нить и сказала: «Этот вышел первым».29 Но он тут же втянул свою руку назад, и его брат первым появился на свет. «Как же ты прорвался?» — удивилась повивальная бабка и назвала его Парец.30 Затем родился его брат, тот, у которого на руке была алая нить. Его назвали Зарах.

Бытие 38

1 В то время Иуда отошел от братьев своих и поселился близ одного Одолламитянина, которому имя: Хира.2 И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял ее и вошел к ней.3 Она зачала и родила сына; и он нарек ему имя: Ир.4 И зачала опять, и родила сына, и нарекла ему имя: Онан.5 И еще родила сына [третьего] и нарекла ему имя: Шела. Иуда был в Хезиве, когда она родила его.6 И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь.7 Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь.8 И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему.9 Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему.10 Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его.11 И сказал Иуда Фамари, невестке своей [по смерти двух сыновей своих]: живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал [в уме своем]: не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего.12 Прошло много времени, и умерла дочь Шуи, жена Иудина. Иуда, утешившись, пошел в Фамну к стригущим скот его, сам и Хира, друг его, Одолламитянин.13 И уведомили Фамарь, говоря: вот, свекор твой идет в Фамну стричь скот свой.14 И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену.15 И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое. [И не узнал ее.]16 Он поворотил к ней и сказал: войду я к тебе. Ибо не знал, что это невестка его. Она сказала: что ты дашь мне, если войдешь ко мне?17 Он сказал: я пришлю тебе козленка из стада [моего]. Она сказала: дашь ли ты мне залог, пока пришлешь?18 Он сказал: какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей и вошел к ней; и она зачала от него.19 И, встав, пошла, сняла с себя покрывало свое и оделась в одежду вдовства своего.20 Иуда же послал козленка чрез друга своего Одолламитянина, чтобы взять залог из руки женщины, но он не нашел ее.21 И спросил жителей того места, говоря: где блудница, которая была в Енаиме при дороге? Но они сказали: здесь не было блудницы.22 И возвратился он к Иуде и сказал: я не нашел ее; да и жители места того сказали: здесь не было блудницы.23 Иуда сказал: пусть она возьмет себе, чтобы только не стали над нами смеяться; вот, я посылал этого козленка, но ты не нашел ее.24 Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена.25 Но когда повели ее, она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи. И сказала: узнавай, чья эта печать и перевязь и трость.26 Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более.27 Во время родов ее оказалось, что близнецы в утробе ее.28 И во время родов ее показалась рука [одного]; и взяла повивальная бабка и навязала ему на руку красную нить, сказав: этот вышел первый.29 Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она сказала: как ты расторг себе преграду? И наречено ему имя: Фарес.30 Потом вышел брат его с красной нитью на руке. И наречено ему имя: Зара.
Синодальный ИПБ

Бытие 38:1

1 В то самое время Иуда, отделившись от своих братьев, поселился по соседству с одним адулламитом, которого звали Хира.

Бытие 38:1

1 В то время Иуда отошел от братьев своих и поселился близ одного Одолламитянина, которому имя: Хира.
Синодальный ИПБ

Бытие 39:7-12

7 И не много прошло времени, как жена хозяина начала с вожделением смотреть на него, она сказала ему: «Ложись со мной».8 Но Иосиф противостал ей. «Подумай! — говорил он жене господина. — С тех пор как я здесь, моему господину ни о чем в доме не приходится заботиться, и всё, что есть у него, он доверил мне.9 Со мной он на равных, и здесь всё, кроме тебя, сделал он для меня доступным, но ты — его жена. Как же могу я совершить столь великое зло? Это же грех перед Богом!»10 Хоть и уговаривала она Иосифа изо дня в день, к ее приглашению лечь с ней или провести с ней время он оставался глух.11 А однажды случилось Иосифу войти в дом Потифара по делу, когда никого из слуг в доме не было,12 она воспользовалась этим, схватила его за одежду и потребовала: «Ложись со мной!» Но Иосиф, оставив свою одежду у нее в руках, бросился к двери и выбежал вон.

Бытие 39:7-12

7 И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною.8 Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки;9 нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?10 Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею,11 случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было;12 она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон.
Синодальный ИПБ

Бытие 39

1 Измаильтяне привели Иосифа в Египет. Купил его у них один египтянин по имени Потифар, сановник фараона, начальник дворцовой стражи.2 Господь был с Иосифом и помог ему проявить себя достойным образом, так что хозяин-египтянин оставил его жить в своем доме.3 И видел хозяин, что Господь с Иосифом и что поэтому в руках его всё спорилось и ладилось.4 Так Иосиф заслужил расположение Потифара и стал его личным слугой. Вскоре тот доверил Иосифу управлять всем домом своим и поручил ему смотреть за всем своим имуществом.5 С того самого времени, как Потифар поставил его над домом своим и над всем, что у него было, Господь даровал всякое благополучие дому египтянина — и всё это благодаря Иосифу. Благословение Господне пребывало на всем, что было у него — и в доме, и в поле.6 А потому всё, чем владел Потифар, он поручил заботам Иосифа, и единственное, о чем ему оставалось думать, — это лишь о трапезах своих. Иосиф был стройным и красивым юношей.7 И не много прошло времени, как жена хозяина начала с вожделением смотреть на него, она сказала ему: «Ложись со мной».8 Но Иосиф противостал ей. «Подумай! — говорил он жене господина. — С тех пор как я здесь, моему господину ни о чем в доме не приходится заботиться, и всё, что есть у него, он доверил мне.9 Со мной он на равных, и здесь всё, кроме тебя, сделал он для меня доступным, но ты — его жена. Как же могу я совершить столь великое зло? Это же грех перед Богом!»10 Хоть и уговаривала она Иосифа изо дня в день, к ее приглашению лечь с ней или провести с ней время он оставался глух.11 А однажды случилось Иосифу войти в дом Потифара по делу, когда никого из слуг в доме не было,12 она воспользовалась этим, схватила его за одежду и потребовала: «Ложись со мной!» Но Иосиф, оставив свою одежду у нее в руках, бросился к двери и выбежал вон.13 Как только жена Потифара увидела, что Иосиф выбежал из дома, оставив в ее руках свою одежду,14 она тут же позвала слуг и сказала: «Вы только посмотрите! Мой муж привел к нам еврея, чтобы тот унижал и оскорблял нас. Он вошел сюда и пытался обесчестить меня. Благо я закричала что было сил.15 А он, как только услышал мой крик и визг, тут же бросил свою одежду и убежал».16 Она держала у себя одежду Иосифа, пока не вернулся домой его господин;17 и ему повторила она свой рассказ: «Тот раб-еврей, которого ты привел к нам, пришел ко мне, чтобы надругаться надо мной.18 Но я подняла крик и визг, и он, бросив свою одежду, убежал».19 Господин Иосифа, услышав слова жены о том, как его раб обошелся с ней, пришел в ярость.20 Он велел схватить его и заточить в ту крепость, где содержались узники царя. Когда Иосиф оказался в тюрьме,21 Господь и там был с ним и по любви Своей неизменной помог ему завоевать особое расположение начальника тюрьмы.22 Тот вверил Иосифу всех узников, и он руководил всей их работой.23 Начальник тюрьмы мог не беспокоиться о том, что было доверено Иосифу, ибо Господь был с ним, и всякому делу, за которое брался Иосиф, Господь даровал успех.

Бытие 39

1 Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей.2 И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина.3 И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех.4 И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его.5 И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле [его].6 И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем.7 И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною.8 Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки;9 нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?10 Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею,11 случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было;12 она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон.13 Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон,14 кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом,15 и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон.16 И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой.17 И пересказала ему те же слова, говоря: раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною [и говорил мне: лягу я с тобою],18 но, когда [услышал, что] я подняла вопль и закричала, он оставил у меня одежду свою и убежал вон.19 Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: так поступил со мною раб твой, то воспылал гневом;20 и взял Иосифа господин его, и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице.21 И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы.22 И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем.23 Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех.
Синодальный ИПБ

Бытие 40:3-4

3 и заключил их в ту же самую тюрьму, при доме начальника стражи, где содержался Иосиф.4 Пробыли они там немало дней, в которые Иосиф, по поручению начальника стражи, прислуживал им.

Бытие 41:10-12

10 и о том, как фараон прогневался на своих рабов и велел заключить меня в дом начальника стражи — меня и главного пекаря.11 Нам обоим однажды ночью приснились сны, каждому из нас — сон со своим, особым значением.12 В то время с нами в тюрьме был молодой еврей, раб начальника стражи. Мы рассказали ему свои сны, а он истолковал их нам.

Бытие 40:3-4

3 и отдал их под стражу в дом начальника телохранителей, в темницу, в место, где заключен был Иосиф.4 Начальник телохранителей приставил к ним Иосифа, и он служил им. И пробыли они под стражею несколько времени.

Бытие 41:10-12

10 фараон прогневался на рабов своих и отдал меня и главного хлебодара под стражу в дом начальника телохранителей;11 и снился нам сон в одну ночь, мне и ему, каждому снился сон особенного значения;12 там же был с нами молодой Еврей, раб начальника телохранителей; мы рассказали ему сны наши, и он истолковал нам каждому соответственно с его сновидением;
Синодальный ИПБ

Бытие 41:25

25 Тогда Иосиф стал рассказывать фараону: «Оба сна твои — об одном и том же, и в них Бог открывает фараону то, что Он намерен вскоре совершить.

Бытие 41:28

28 Это я имел в виду, когда сказал тебе: Бог показал фараону то, что Он намерен совершить.

Бытие 41:25

25 И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что́ Бог сделает, то́ Он возвестил фараону.

Бытие 41:28

28 Вот почему сказал я фараону: что Бог сделает, то Он показал фараону.
Синодальный ИПБ

Бытие 41:32

32 Фараону такой сон дважды приснился потому, что дело это уже решено Богом, и намерение Свое Он исполнит вскоре.

Бытие 41:32

32 А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие.
Синодальный ИПБ

Бытие 41:1-8

1 Спустя два года фараону приснился сон: стоит он на берегу Нила,2 и вот семь коров, тучных, прекрасных видом, выходят из реки и начинают пастись в тростнике.3 Тут же выходят из реки семь уродливых коров — кожа да кости — и становятся рядом с ними на берегу Нила.4 И эти ужасно худые коровы съедают коров тучных и видом прекрасных. Фараон проснулся.5 Когда же он снова уснул, приснился ему второй сон: семь колосьев, зерном тяжелым налитых, росли на одном стебле,6 но вскоре из земли выросли другие семь колосьев — пустые и опаленные восточным ветром.7 И эти пустые колосья поглотили те семь колосьев, налитых тяжелым зерном. Фараон опять проснулся. «Это всего лишь сон», — подумал он.8 Однако утром, почувствовав беспокойство, он повелел созвать всех египетских жрецов-прорицателей и мудрецов и рассказал им свои сны, но их никто не смог истолковать.

Бытие 41:1-8

1 По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки;2 и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике;3 но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки;4 и съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон,5 и заснул опять, и снилось ему в другой раз: вот, на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших;6 но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром;7 и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и понял, что это сон.8 Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону.
Синодальный ИПБ

Бытие 40:8

8 «Мы видели сны, но истолковать их здесь некому», — ответили они ему. «Не от Бога ли истолкования? — возразил Иосиф. — Расскажите их мне».

Бытие 40:8

8 Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне.
Синодальный ИПБ

Бытие 41:9-11

9 Тогда главный виночерпий обратился к фараону: «Вспоминаю я ныне о провинностях своих10 и о том, как фараон прогневался на своих рабов и велел заключить меня в дом начальника стражи — меня и главного пекаря.11 Нам обоим однажды ночью приснились сны, каждому из нас — сон со своим, особым значением.

Бытие 41:9-11

9 И стал говорить главный виночерпий фараону и сказал: грехи мои вспоминаю я ныне;10 фараон прогневался на рабов своих и отдал меня и главного хлебодара под стражу в дом начальника телохранителей;11 и снился нам сон в одну ночь, мне и ему, каждому снился сон особенного значения;
Синодальный ИПБ

Бытие 40:1-41:36

1 Случилось так, что некоторое время спустя виночерпий царя египетского и пекарь его провинились перед господином своим, царем египетским.2 Фараон разгневался на этих двух своих придворных: на главного виночерпия и главного пекаря —3 и заключил их в ту же самую тюрьму, при доме начальника стражи, где содержался Иосиф.4 Пробыли они там немало дней, в которые Иосиф, по поручению начальника стражи, прислуживал им.5 В одну и ту же ночь этим двум заключенным (и виночерпию, и пекарю царя египетского) приснились сны, каждому — свой, со своим особым значением.6 На следующее утро Иосиф, придя к ним, заметил, что вид у них был мрачный.7 «Что удручает вас?» — спросил он придворных фараона, которые содержались вместе с ним под стражей в доме его господина.8 «Мы видели сны, но истолковать их здесь некому», — ответили они ему. «Не от Бога ли истолкования? — возразил Иосиф. — Расскажите их мне».9 Тогда главный виночерпий рассказал свой сон Иосифу. «Снилось мне, — начал он, — будто передо мной виноградная лоза,10 а на лозе — три ветви. Едва на них появились почки, как началось цветение, гроздья налились и превратились в спелый виноград.11 А в руке у меня была чаша фараонова; сорвал я гроздья, выжал в ту чашу и подал ее фараону».12 Выслушав его, Иосиф сказал: «Вот что это значит: три ветви — это три дня.13 Пройдет три дня, и фараон проявит милость к тебе — восстановит он тебя в должности твоей. Ты снова станешь подавать чашу фараону, как то было прежде, когда служил ты при нем виночерпием.14 Вспомни обо мне, когда будешь жить в довольстве и благополучии, и сделай мне одолжение: слово за меня замолви перед фараоном, попроси его о моем освобождении.15 Меня ведь насильно увезли, похитили из земли народа моего, евреев, и здесь, в Египте, я не сделал ничего такого, чтобы сажать меня в тюрьму».16 Когда главный пекарь увидел, что истолкование сна оказалось благоприятным, он сказал Иосифу: «А мне приснилось, будто у меня на голове три корзины белого хлеба.17 В верхней корзине всякая выпечка, какую пекарь обычно готовит для фараона, и птицы клевали ее из корзины прямо у меня на голове».18 Тогда так сказал ему Иосиф: «Вот что значит этот сон: три корзины — это три дня.19 Через три дня фараон обезглавит тебя и повесит тебя на дереве, тогда птицы будут клевать твою плоть».20 Три дня спустя, в день своего рождения, фараон устроил пир для всех придворных своих. В их присутствии он «поднял» головы и главного виночерпия, и главного пекаря.21 Главного виночерпия фараон восстановил в его должности, и тот снова подавал фараону чашу,22 а главного пекаря велел повесить. Всё произошло, как и предсказал им Иосиф.23 Но главный виночерпий не думал об Иосифе и забыл о его просьбе.1 Спустя два года фараону приснился сон: стоит он на берегу Нила,2 и вот семь коров, тучных, прекрасных видом, выходят из реки и начинают пастись в тростнике.3 Тут же выходят из реки семь уродливых коров — кожа да кости — и становятся рядом с ними на берегу Нила.4 И эти ужасно худые коровы съедают коров тучных и видом прекрасных. Фараон проснулся.5 Когда же он снова уснул, приснился ему второй сон: семь колосьев, зерном тяжелым налитых, росли на одном стебле,6 но вскоре из земли выросли другие семь колосьев — пустые и опаленные восточным ветром.7 И эти пустые колосья поглотили те семь колосьев, налитых тяжелым зерном. Фараон опять проснулся. «Это всего лишь сон», — подумал он.8 Однако утром, почувствовав беспокойство, он повелел созвать всех египетских жрецов-прорицателей и мудрецов и рассказал им свои сны, но их никто не смог истолковать.9 Тогда главный виночерпий обратился к фараону: «Вспоминаю я ныне о провинностях своих10 и о том, как фараон прогневался на своих рабов и велел заключить меня в дом начальника стражи — меня и главного пекаря.11 Нам обоим однажды ночью приснились сны, каждому из нас — сон со своим, особым значением.12 В то время с нами в тюрьме был молодой еврей, раб начальника стражи. Мы рассказали ему свои сны, а он истолковал их нам.13 Всё произошло именно так, как он сказал, — меня восстановили в должности моей, а пекаря повесили».14 Фараон тут же послал за Иосифом, и слуги спешно вывели его из темницы. Он побрился, сменил одежды свои и предстал перед фараоном.15 Фараон сказал Иосифу: «Видел я сон, но истолковать его никто не может. А о тебе говорят, что ты умеешь толковать сны».16 «Нет, не я, а Бог может дать ответ, который послужит фараону во благо», — смиренно произнес Иосиф.17 Тогда фараон сказал Иосифу: «Снилось мне, что я стоял на берегу Нила,18 когда семь тучных и видом прекрасных коров вышли из Нила и стали пастись в тростнике.19 За ними вышли другие семь коров. Вид их был жалкий, они выглядели ужасно худыми. Коров хуже, чем те, я никогда не видел во всем Египте.20 И эти ужасно худые коровы съели семь первых, тучных коров;21 но, глядя на них, того нельзя было заметить — были они такими же безобразными в своей худобе, как и прежде. И я проснулся.22 Заснув вновь, увидел я во сне, как семь колосьев, полных, налитых зерном, выросли на одном стебле,23 а затем поднялись семь колосьев сухих, пустых и опаленных восточным ветром.24 И пустые колосья поглотили семь наполненных зерном колосьев. Всё это рассказал я прорицателям, но никто не смог истолковать мне, что это значит».25 Тогда Иосиф стал рассказывать фараону: «Оба сна твои — об одном и том же, и в них Бог открывает фараону то, что Он намерен вскоре совершить.26 Семь тучных коров означают семь лет, и семь хороших колосьев — те же семь лет. Оба сна — об одном и том же.27 Семь безобразных в своей худобе коров, что вышли следом, и семь пустых колосьев, опаленных восточным ветром, — это семь лет. Значение одно и то же — впереди семь лет голода.28 Это я имел в виду, когда сказал тебе: Бог показал фараону то, что Он намерен совершить.29 Наступают семь лет, которые по всей земле египетской будут временем великого изобилия.30 Но за ними придут семь лет голода, и в те годы забудется былое обилие плодов земли. Голод истощит Египет.31 И когда его время наступит, прежнее изобилие в стране станет совершенно незаметным — таким жестоким будет этот голод.32 Фараону такой сон дважды приснился потому, что дело это уже решено Богом, и намерение Свое Он исполнит вскоре.33 Теперь же пусть фараон подыщет человека рассудительного и мудрого и поставит его управлять Египтом.34 И фараону надо позаботиться о том, чтобы по всей стране назначить и других чиновников, дабы все семь лет изобилия собирать пятую часть того, что вырастет на земле египетской.35 Они должны собрать весь избыток богатого урожая грядущих лет благополучия и, пользуясь властью, данной им фараоном, сделать запасы зерна в городах и хранить его там.36 Запасы этого зерна в стране потребуются на те семь лет голода, что придут на землю египетскую. Так страна переживет этот голод».

Бытие 40:1-41:36

1 После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским.2 И прогневался фараон на двух царедворцев своих, на главного виночерпия и на главного хлебодара,3 и отдал их под стражу в дом начальника телохранителей, в темницу, в место, где заключен был Иосиф.4 Начальник телохранителей приставил к ним Иосифа, и он служил им. И пробыли они под стражею несколько времени.5 Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в темнице, виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон особенного значения.6 И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении.7 И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица?8 Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне.9 И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною;10 на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды;11 и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону.12 И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви — это три дня;13 чрез три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием;14 вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома,15 ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу.16 Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых;17 в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы [небесные] клевали ее из корзины на голове моей.18 И отвечал Иосиф, и сказал [ему]: вот истолкование его: три корзины — это три дня;19 чрез три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы [небесные] будут клевать плоть твою с тебя.20 На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих;21 и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону,22 а главного хлебодара повесил [на дереве], как истолковал им Иосиф.23 И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его.1 По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки;2 и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике;3 но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки;4 и съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон,5 и заснул опять, и снилось ему в другой раз: вот, на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших;6 но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром;7 и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и понял, что это сон.8 Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону.9 И стал говорить главный виночерпий фараону и сказал: грехи мои вспоминаю я ныне;10 фараон прогневался на рабов своих и отдал меня и главного хлебодара под стражу в дом начальника телохранителей;11 и снился нам сон в одну ночь, мне и ему, каждому снился сон особенного значения;12 там же был с нами молодой Еврей, раб начальника телохранителей; мы рассказали ему сны наши, и он истолковал нам каждому соответственно с его сновидением;13 и как он истолковал нам, так и сбылось: я возвращен на место мое, а тот повешен.14 И послал фараон и позвал Иосифа. И поспешно вывели его из темницы. Он остригся и переменил одежду свою и пришел к фараону.15 Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны.16 И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону.17 И сказал фараон Иосифу: мне снилось: вот, стою я на берегу реки;18 и вот, вышли из реки семь коров тучных плотью и хороших видом и паслись в тростнике;19 но вот, после них вышли семь коров других, худых, очень дурных видом и тощих плотью: я не видывал во всей земле Египетской таких худых, как они;20 и съели тощие и худые коровы прежних семь коров тучных;21 и вошли тучные в утробу их, но не приметно было, что они вошли в утробу их: они были так же худы видом, как и сначала. И я проснулся.22 Потом снилось мне: вот, на одном стебле поднялись семь колосьев полных и хороших;23 но вот, после них выросло семь колосьев тонких, тощих и иссушенных восточным ветром;24 и пожрали тощие колосья семь колосьев хороших. Я рассказал это волхвам, но никто не изъяснил мне.25 И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что́ Бог сделает, то́ Он возвестил фараону.26 Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один;27 и семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром, это семь лет голода.28 Вот почему сказал я фараону: что Бог сделает, то Он показал фараону.29 Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской;30 после них настанут семь лет голода, и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю,31 и неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжел.32 А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие.33 И ныне да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого и да поставит его над землею Египетскою.34 Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть [всех произведений] земли Египетской;35 пусть они берут всякий хлеб этих наступающих хороших годов и соберут в городах хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут;36 и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от голода.

Комментарии

КОММЕНТАРИЙ К СШ
Урок субботней школы № 5. «Придите ко Мне…»

МЫ ПЕРЕЕЗЖАЕМ! 28 ИЮЛЯ САЙТ ЗАКРЫВАЕТСЯ! Заходите на сайт https://svitok.icu   Урок субботней школы № 5. «Придите ко Мне…» Второй вариант проведения у...

Подробнее ›
КОММЕНТАРИЙ К СШ
Урок 1 | Субботняя школа | III кв. 24 | Начало Евангелия Иисуса Христа

Подробнее ›
КОММЕНТАРИЙ К СШ
«Иисус в послании к Евреям» Разумеешь ли, что читаешь? Разбор субботней школы с БУЦ

Разбор урока № 7 «Иисус – якорь для души» Разбор урока № 6 «Иисус – верный Первосвященник» Разбор урока № 5 «Иисус – податель покоя» Разбор ...

Подробнее ›


Адвентисты.ру
В учении и общении

© 2019 • Старый сайт

Субботняя школа
Ежедневные чтения
Церковь
Аудио
Новости
Видео
Форум
Периодика
Пансионаты и кафе
Семейное образование
ММШ
Статьи